Историческая справка
Кафедра психологии и педагогики детства образована решением Ученого совета КГПУ им. В.П. Астафьева 26.09.2018 путем объединения кафедр психологии детства и педагогики детства.
Кафедра продолжает традиции обеих кафедр, является инициатором и активным участником многих преобразований и нововведений. Основной состав – это сотрудники в возрасте до 50 лет, с опытом защиты кандидатских диссертаций и практической деятельности в образовательных, медицинских и социальных учреждениях города и края.
Научно-практическая деятельность
Сотрудниками кафедры обеспечивается учебный процесс в рамках реализации стандартов ФГОС ВО по направлениям 44.04.00 Психолого-педагогическое образование, 44.03.00 Педагогическое образование, 37.06.01 Психологические науки. Медицинская психология.
Приоритетным направлением в деятельности кафедры является организация самостоятельной работы студентов, как в учебном, так и внеучебном процессе. Расширился спектр применяемых технологий и методов обучения: интерактивные, проблемные, диалоговые и др.; комплексный экзамен по модулю, рейтинговый зачет, творческий экзамен, защита проектов, диагностическое и тренинговое тестирование, учебные конференции и др.
Кафедра является центром подготовки бакалавров, магистров, аспирантов и разработки проектов различной педагогической и психологической направленности. Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность по магистерским программам "Психолого-педагогическое сопровождение семьи", "Психология семьи и семейное консультирование" , "Управление в системе дошкольного образования", программ подготовки бакалавров "Дошкольное образование", "Психология и педагогика дошкольного образования", программы аспирантуры "Медицинская психология".
Цели инновационной деятельности кафедры:
- формирование личности студента, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и решению проблем сопровождения развития детей;
- создание, совершенствование образовательных технологий высшего и дошкольного образования;
- разработка моделей последипломного сопровождения выпускников.
Преподаватели кафедры активно и продуктивно включены в научно-практическую деятельность. Основными научными направлениями, реализуемыми на кафедре являются "Психолого-медико-социальное сопровождение развития личности больного ребенка" (рук. проф. Ковалевский В.А.), Реализация приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста в рамках новых программ и технологий" (рук. доцент Яценко И.А., Каблукова И.Г.). В русле данных направлений осуществляется научная проектно-исследовательская деятельность по проблемам: «Создание здоровьесохраняющей среды ДОУ» (кандидат биологических наук, доцент О.М. Вербианова); «Индивидуальные особенности развития детей», «Технологии индивидуально-личностного дошкольного образования» (кандидат психологических наук, доцент О.В. Груздева); «Психологическое сопровождение родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (кандидат психологических наук Л.В. Арамачева); «Соматически больной ребенок: мотивы, мотивация деятельности», «Арттерапия, фототерапия, проективные методы в работе с детьми» (кандидат психологических наук, доцент Г.Г. Дулинец); «Социально-психологическая адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста» (кандидат психологических наук, доцент Т.Ю. Тихонович), "Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования" (кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Петрова, кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Старосветская, кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Шкерина); "Профессионально-личностное развитие педагога" (кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Каблукова, кандидат педагогических наук, доцент И.П. Цвелюх); "Оценивание качества дошкольного образования" (кандидат педагогических наук, доцент И.А. Яценко); Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе (кандидат филологических наук, доцент М.А. Кухар); "Развитие самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста" (старший преподаватель О.В. Козлова); "Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста" ( старший преподаватель И.В. Турова).
Члены кафедры сотрудничают с преподавателями факультета психологии Московского государственного университета, Московского психолого-педагогического университета, Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Профессором В.А. Ковалевским осуществлялось совместное исследование развития соматически больных детей с учеными Аделаидского университета (Австралия), Нью-Йоркского университета (США).
Важной особенностью деятельности сотрудников кафедры является богатый опыт взаимодействия с образовательными и социальными учреждениями города и края. Имеются действующие договоры о сотрудничестве с рядом негосударственных организаций, предпринимателями города и края.
Взаимодействие с образовательными учреждениями, предприятиями
В 2000 году кафедра инициировала создание новой формы взаимодействия учреждения высшего образования и учреждениями образования – научно-образовательные комплексы (НОК). Таким путем разрабатываются целевые программы образования детей с особыми образовательными потребностями; реализуются тематические образовательные проекты с активным участием студентов, проводятся конференции международного и всероссийского уровней, обучающие семинары и мастер-классы. В рамках НОК успешно функционируют федеральные экспериментальные образовательные площадки. Коллектив кафедры сотрудничает с Главным управлением образования администрации Красноярского края и Институтом повышения квалификации. В 1999 году было создано методическое объединение психологов дошкольных учреждений при управлении образования администрации г. Красноярска.
Формы взаимодействия кафедры и дошкольных образовательных учреждений:
- разработка программ образования детей с особыми образовательными потребностями;
- проведение практических занятий со студентами;
- организация практики, интернатуры;
- проведение различных конференций;
- организация обучающих семинаров.
При кафедре реализуются дополнительные профессиональные программы:
– профессиональной переподготовки «Проектирование и реализация образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (523 ч.);
– повышения квалификации «Планирование и реализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (72 ч.).
Учебно-лабораторная база кафедры постоянно совершенствуется и в последние годы значительно обогатилась: информатизирован учебный процесс по большинству дисциплин, используются возможности мультимедийных компьютерных технологий, разрабатываются он-лайн курсы, функционируют лаборатории:
- Центр психологических и педагогических исследований (заведующий доцент Груздева О.В.);
- Университетский центр детского и семейного консультирования (рук.доцент Груздева О.В., Арамачева Л.В.);
- Центр наркопрофилактики (рук.проф. Ковалевский В.А.)
- Тренировочный центр по компетенции "Дошкольное воспитание" (рук. Козлова О.В.).